Официальный пресс-релиз альбома "Солнцеворот"

Солнцеворот

Культовая группа отличается от просто "популярной" тем, что не следует за вкусами публики, но сама их формирует. АЛИСА, которая недавно отметила свое 15-летие, еще раз подтвердила эту истину, выпустив альбом "Солнцеворот". На протяжении последних альбомов и сборников звук и настроение группы менялись изрядно - вплоть до резких контрастов между жесткой "Черной меткой", лиричным "Jazz'ом" и сказочным "Дурнем". Но ошиблись те, кто поспешил объявить это неким "творческим кризисом", что привел уже некоторые другие известные команды к их нынешней роли телешутов и кухарок. У АЛИСЫ это был этап напряженного духовного поиска, начавшийся с принятия вслед за лидером всей группой православного крещения. Христианские мотивы в ее творчестве на протяжении 90-х годов все более нарастали, чтобы теперь увенчаться "Солнцеворотом" - альбомом, который по своему мистико-символическому содержанию близок к лучшим поэтическим произведениям Серебряного века. А в музыкальном исполнении этот альбом оригинально сочетает в себе протестные ритмы "БлокАды" и утвердительный размах "Шабаша" - только уже на основе нового духовного опыта группы. АЛИСА ничуть не отступила от своих "красно-черных" стихий и знамен, но - "окрестила" их важнейшим христианским символом Солнцеворота, знаком снискания и обретения Благодати. Тем самым группа еще раз подтвердила, что рок - это не просто "часть шоу-бизнеса", но самая живая и актуальная ветвь русской культуры. И сегодня АЛИСА приглашает поклонников своего творчества в новую мистерию - пройти путем Солнцеворота.

Солнцеворот

Первая песня альбома носит одноименное название - "Солнцеворот". Это символ древнерусского волшебного праздника Ивана Купала, которому в христианстве соответствует день Иоанна Крестителя. В это время на Руси и впрямь часты грозы, но у Кинчева удивительная поэтическая способность рисовать пугающие кого-то символы в их "простом", природном свете - и именно оттого они обретают свою естественную и мощную силу. На современном рок-фоне эта песня выглядит необычайно светлой, что само по себе уже незаметно стало "нонконформизмом". Увы, многие ныне разучились видеть, как легко "небо открывает глаза"...
Со второй, довольно мрачной и жесткой композиции - "Звезды свиней" - в альбоме начинается излюбленная алисовская игра контрастов. Неважно, что песня эта довольно давняя и написана в свое время под впечатлением от гремучих лозунгов одного теле-"секундомера". Тогда и самому автору казалось, что "срок жизни" этой песни будет довольно недолгим. Но вышло так, что ныне она вновь зазвучала очень актуально, вплоть до того же самого "героя", только служащего теперь другим хозяевам. Теперь уже они называют себя "нашими", но оскал пасти этой земной власти остался тот же...
Новая песня - "По барабану" - это своего рода "вызов" некоторым давним поклонникам группы, примкнувшим когда-то к ней из-за простой популярности, но не желающим понять ее духовных исканий. Рок АЛИСЫ никогда не был "массовой культурой". Делясь своими жизненными симпатиями, антипатиями и уверенностью в правоте избранного пути, Кинчев напоминает слушателям простую истину: "Я не червонец, чтобы нравиться всем!"
Следующие три песни - "Рождество", "Смерть" и "Дорога в небо" - очень разные по драйву, но вместе составляют вполне единую композицию, описывающую, с христианской точки зрения, весь круг движения человеческой жизни.
...И от этих высоких символов - вновь к "актуальной конкретике", хотя песня "Повелитель блох" написана еще в 1994 году, задолго до сегодняшних "предвыборных" страстей. Но Кинчев как в воду глядел - и сегодня "новый заказной спаситель снова трет за светлый путь"... Только обретенный духовный опыт позволяет быть столь проницательным в современных наблюдениях. Только этот опыт позволяет заметить, что сегодняшние войны и легионы, "жесты и коды" ткут даже более плотную "БлокАду", чем прежняя. И тем мощнее должен быть ее прорыв...
Гимн "Православные" знаменует собой настоящий творческий прорыв АЛИСЫ - к личному, внутреннему осознанию Руси, к тому, что она - это не внешняя нам "мамка", которая спасется как-нибудь сама (как было в одной давней песне), но - мы сами и есть Русь, ее спасение - это наше спасение. Однако такой православный манифест имеет мало общего с воинственными декларациями против внешних врагов, он возможен только на основе собственной великой войны - с буйными и злобными бесами внутри себя. Для правильного понимания этой песни подойдет аналогия с исламским джихадом, где Великой священной войной традиционно считается именно битва со страстями в своей душе, за свою собственную чистоту Веры. У тех же, кто останавливается на малой священной войне - с внешними врагами, она вырождается в банальную агрессию, ведущие которую теряют ее духовный смысл, а потому неизбежно проигрывают. И только победитель в Великой войне обретает бесценные духовные сокровища - упорство воли, попрание смерти и силу небесной любви.
В современной культурной ситуации АЛИСА воплощает собой обновленное и оживленное Православие. Конечно, "обновленное" не в каком-то еретическом смысле, но просто возвращающее нашей традиции ее вечную новизну. Песня "Красные горы" с ее надеждой на "новый день" и любовью ко всем "бестолковым братьям во Христе" здесь знаковая - она весьма расходится по настроению с гордыней известных консервативных кругов, что желали бы замкнуть Православие в себе, сделать его некой застывшей "данью прошлому". АЛИСА же, искренне интересующаяся духовным миром молодежи и сама живущая им, выбирает свободу, которая и является главным даром христианской Благодати.
"Три дороги" - песня, намекающая на сказочный образ распутья перед богатырем, а также нынешнее разделение "левых" и "правых". Хотя одна из этих дорог уже привела в "острог", другая - в "капкан". Но православные знают, что выбор "из двух зол" всегда ложен, что всегда есть и "узкие врата" третьего пути, пути Веры. Именно этим путем и ведет АЛИСА свою "Армию", уникально совмещая романтику, свободолюбие и патриотизм - что оказывается не под силу никаким политикам и прочим деятелям "с большой дороги".
Наконец, последняя песня альбома - "Радости печаль" - это своего рода сочетание гимна и молитвы. Да и многих других кажущихся противоположностей, легко совпадающих в "Горней дали". Перед Нею ничтожны все земные и такие модные сейчас "поиски врага", "обличения", "обречения" и т.п. Ведь от этой Дали, так ясно открывающейся ныне, при смене тысячелетий, никакие "неприметные" все равно не укроются ни за какими "кордонами". Наверное, такова и есть печальная "улыбка Творца"!..

Hosted by uCoz